21.09.2024

Лицо, потерянное в повести «Нос» Гоголя

Статья рассмотрит знаменитую повесть Н.В. Гоголя «Нос» и ее главный мотив — потерю лица. Автор пройдется по главным сюжетным линиям и покажет, как тема лицоотъемки проявляется в образах героев, культурных ценностях и социальных нормах.

Статья:

Лицо — это не только основной орган чувств, но и символ всей личности. Потеря лица означает не только физическое недостаток, но и потерю самого «я». Эта тема стала главным мотивом знаменитой повести «Нос» Н.В. Гоголя. Рассмотрим, как она воплощена в образах героев и символах произведения.

Основной герой повести, Иван Яковлевич, утратил свое лицо буквально — когда утром проснулся, то обнаружил, что у него пропал нос. При этом он не испытал боли, ощущений или каких-то признаков травмы, словно часть его тела исчезла просто так. Герой старается скрыть свое несчастье и считает, что без носа он стал неодушевленным и ущербным.

Как истинный бюрократ, он вступает в борьбу с бюрократической машиной, разоблачает бездарную систему, которая не может разобраться в его необычной проблеме. Поиск его носа становится для него не просто необходимостью, но и способом вернуть свое Я. Одновременно он опасен для своего начальства, поскольку обладает документами, подтверждающими, что он действительно имеет высокий звание и должность.

Главный символ «Носа» — это, конечно же, нос. Нос — это тот символ, который указывает на личность и ее положение в обществе. Нос Ивана Яковлевича олицетворяет его существование в обществе, его положение и статус. Потеря его носа означает, что он лишился своего «лица» и соответственно своей идентичности. С другой стороны, нос как символ можно понимать иначе — как признак невидимых и неприятных аспектов общественной жизни. Иногда наш нос смущает, беспокоит и вызывает только неприятные эмоции. Таким образом, Гоголь умело манипулирует конкретным объектом (носом), чтобы сделать ему более глубокий и универсальный смысл для читателя.

Таким образом, мы видим, что через катастрофическое событие потери лица в новелле «Нос» Гоголь на самом деле исследует тонкие пропорции личности и символов. Важность каждой детали в образе как бы говорит нам о том, что наша личность неразрывно связанна с теми маленькими каждодневными признаками, которые распознают как наши знакомые, близкие, или просто люди вокруг нас. Как же можно не потерять лицо, когда и без нас уже имеют мнение о нас? Как показывает Гоголь, для этого нужно верить в свой выбор и не сдаваться перед той системой, которая хочет сделать нас своей марионеткой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *